"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

23 декабря 2014 года исполняется 215 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова.

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов. Это выражение стало крылатым после одного случая. Как-то Карл Павлович, поправляя этюд ученика, в нескольких местах чуть тронул его, и мёртвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и всё изменилось», - изрёк ученик. В этом чуть-чуть и заключается самая суть искусства. Собственное «чуть-чуть» художника взошло на небосклоне «золотого века» русской культуры наравне со звёздами  Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Глинки, Кипренского, Тропинина.

Судьба преподнесла Карлу Павловичу сюрприз – он родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным. И вот уже два с лишним столетия русская культура изъясняется на языке этих выдающихся личностей. В их биографиях есть много поразительных совпадений: оба имели в роду иностранцев, но твёрдо считали себя истинно русскими людьми. Оба ушли коротким жизненным путём в расцвете сил и творчества, оставив потомкам непостижимое наследство прекрасного, удивительного, вечного.

Настоящая фамилия отца художника звучала как Брюлло, поскольку была унаследована от прадеда-француза. В XVIII веке Георг Брюлло приехал в Петербург и поступил лепщиком на фарфоровый завод. Его внук занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью и благодаря своим успехам стал академиком петербургской Академии художеств. Павел Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака имел сына Фёдора, а от второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына – Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери – Мария и Юлия. Все сыновья выучились в Академии художеств, а Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Фёдоровича Соколова.

Карл пристрастился к рисованию с раннего детства. Поскольку слабое здоровье не позволяло ему заниматься подвижными играми, рисование стало идеальным развитием творческих способностей мальчика. Учитель рисования был строг: пока ребёнок не выполнит положенное задание, ему не давали завтрак. Отец Карла не терпел сантиментов, поговаривают, что своего сына Карла он поцеловал лишь единожды, когда надолго уезжал за границу.

В Академии художеств Карл начал учёбу в десять лет. За рисунок, живопись, скульптуру получал только высшие оценки и не раз премировался золотыми и серебряными наградами. Уже в раннем возрасте проявился его индивидуальный взгляд на вещи, он часто отступал от традиционных канонов живописной школы, за что получал нарекания от преподавателей. Окончив Академию, он отказался от дальнейшей стажировки в её стенах, а принял предложение Общества поощрения художников на должность её пенсионера в Италии. Именно тогда и Карл, и его брат Александр видоизменили фамилию, добавив к ней окончание «ов». За пределами Отечества художники хотели именоваться Брюлловыми.

Карл Брюллов не случайно в одной из сепий изобразил себя «Отъезжающим рыцарем»: за много лет он объездил все страны Европы, ближний Восток, и даже мечтал попасть в Бразилию! Всё свободное время художник посвящал самообразованию, изучая исторические документы и произведения искусства Римской империи. Творения Ренессанса – фрески Микеланджело и Рафаэля – поражали его божественной прозорливостью и страстностью в осознании финала человеческой комедии и драмы. Вслед за Леонардо да Винчи Брюллов повторял: «Живописец должен уметь писать всё». Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Его творчество впитало достижения мирового искусства, а картины стали откровением, равным по силе и масштабу творениям великих живописцев.

Карл Павлович был необычайно обаятельным человеком. Внешними данными – крепким телосложением, невысоким ростом, шапкой вьющихся волос, лбом – он напоминал античного бога Апполона. Но всегда и всюду, в любой гостиной и на любой выставке собеседников и окружающих притягивали его эрудиция, несомненный ум, изобилующая афоризмами и цитатами образная речь. В споре он всегда был убедителен, основателен, мыслил логически, в хорошей компании любил пошутить и с пиететом относился к меткому слову в свой адрес.

Возвратившись в Москву из-за границы, где была написана самая масштабная картина «Последний день Помпеи», Карл Павлович познакомился с Пушкиным, посвятившим картине стихотворение «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом». Пушкину было близко мироощущение художника, его страсть к вольнодумию, правдивость чувств в кульминационных моментах, нежелание жить по инерции. И это вполне логично и оправдано: поэт видел свои личные качества в свободолюбивой натуре художника, близким Александр Сергеевич прямо признавался, что художник Брюллов ему очень нравится.

                                                    "Последний день Помпеи"
 
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон. (А.С.Пушкин) 

Индивидуальность творчества Карла Брюллова заключалась в том, что он окончательно разрушил границы между стилями в живописи – классицизмом, романтизмом и реализмом. Его увлекала идея синтеза живописи с другими видами искусства – скульптурой, архитектурой, театром. Сегодня он входил в восточный гарем сластолюбивого хана Гирея, в сад царя Давида, где нежилась обнажённая Вирсавия, а завтра  его можно было найти на площади Форума, разрушенного воинственным полководцем Гензерихом или на празднике урожая с весёлым мотивом тарантеллы. Картины Брюллова – это жизнеописание нравов народов в различные эпохи. Его герои – и гений античности, любующийся лавровым венком, и скупец, подбирающий монету у входа в ад, и знойная красавица, тянущаяся губами к ягодам винограда, и малютка, уронившая туфельку с пухлой ножки, живут настоящей, а не нарисованной жизнью, настолько тонко и чувственно выписаны их образы на полотнах.

Брюллов был отличным экспериментатором в бытовом и пейзажном жанрах, занимался иллюстрированием, непременно находя во всём свою особую технику. Ему не было равных в виртуозном владении графитным карандашом, в ювелирно точном и красочном акварельном мазке и в мягкой пластике сепии. Он наслаждался масляной живописью – то скульптурно объёмной, то интенсивно контрастной, но всегда изысканно отточенной; с мастерством выполнял монументальные росписи, увлекался лепкой и гравированием.

Карл Павлович бы женат на Эмилии Тимм, но брак оказался неудачным и продлился всего несколько месяцев. У него не было детей, а продолжением таланта великого живописца стали его ученики. Будучи профессором Академии художеств, он старался развить в них всё то, что щедро отмерено природой. Несхожими путями в изобразительном искусстве пошли маринист Айвазовский, жанрист Федотов, философ Ге, лирик Шевченко, но главное наставление учителя каждый из них усвоил навсегда: «Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником… Душа художника, как зеркало, должна отражать в себе всю природу; образованный вкус выберет из неё прекрасное, а талант передаст в картине».

Карл Павлович умер в июне 1852 года вдали от родины в местечке Манциана близ Рима, где проходил лечение.

Похоронен на римском кладбище Тестаччо.

  

Надгробие на могиле Карла Брюллова

По разным странам и континентам разошлись произведения великого русского живописца. Они хранятся в коллекциях Италии и Америки, в лучших музеях и галереях нашей страны. Наше национальное самосознание впитывает незыблемые ценности гуманизма, которые несут картины художника, и каждый из нас остро чувствует свою сопричастность сохранению планеты земля от людской жестокости, ненависти, бунта стихий и человеческих страстей.

Интересные факты из жизни художника:

- Карл Брюллов поправлял рисунки друзей перед экзаменами, взамен этого им предлагалось отвозить его на закорках в столовую и доставлять прямо в постель ситник с икрой или мёдом;

- За картину «Итальянский полдень», написанную в пару к картине «Итальянское утро», художник подвергся обструкции со стороны членов Общества поощрения художников, которые не только высказали полное неприятие, но и лишили Карла Брюллова права на получение дальнейшей стипендии. Ему было надменно замечено, что «изящные соразмерности не суть удел известного класса». 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

         

 
               "Итальянское утро"                                                                       "Итальянский полдень"

- Картину «Смерть Инессы Де Кастро» (1834) художник создал всего за 17 дней. Допущенный в пустую комнату в Брерском дворце, где творил художник, профессор миланской академии Джиованни Серви говорил, что живописец доходил до состояния, когда глаза сами закрывались. Тогда он буквально падал в вольтеровское кресло, а после двадцатиминутного отдыха вновь принимался за работу.

                                                          "Смерть Инессы Де Кастро"

- Перед тем, как приступить к самому грандиозному историческому полотну «Последний день Помпеи», Карл Брюллов в течение нескольких лет изучал архивные документы, связанные с гибелью Помпеи во время извержения Везувия в I веке нашей эры. Также его внимание привлекли свидетельства очевидца Плиния Младшего об исчезнувшем городе на юге Римской империи в 79 году нашей эры. Художник исследовал руины разрушенного города и даже скелеты людей, найденные во время раскопок. Работа над картиной размером четыре с половиной на шесть с половиной метров продолжалась в течение шести лет – от первых замыслов 1827 года до её окончания в 1833 году. За это полотно в 1834 году на выставке в Лувре художник получил золотую медаль, а Академия художеств Петербурга присвоила ему звание почётного вольного общника и право носить мундир старшего профессора. Художник получил орден св. Анны III степени, а картина была признана лучшим произведением живописи XIX века.

- В Москве Карл Павлович отказывался от богатых заказов: «Я теперь не за деньги работаю, а работаю даром для моих московских друзей».

- При написании «Портрета княгини Елизаветы Салтыковой» художник прибегнул к маленькой хитрости. Он попросил ученика купить сусальное серебро для росписи кружков павлиньих перьев. «Наложив серебро, он прикрыл его слегка прозрачной краской и таким образом достиг того металлического блеска, какой видел в этих прелестных перьях», - вспоминал художник Мокрицкий.

"Портрет княгини Салтыковой"

- Вместе с другими художниками Брюллов принимал участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Перед мастером была поставлена задача расписать плафон и барабан изображениями двенадцати апостолов. Настенным росписям в технике масла предшествовали станковые этюды ликов учеников Христа, несущих верующим Слово благодати и послушания.

~~~

(При подготовке статьи использованы материалы Г.И.Пикулевой из альбома «Брюллов».

Изд-во ОЛМА Медиа Групп, 2008 год)

Комментарии  

#3 innaya 14.12.2014 11:36
Благодарю, всегда радостно, если читатель открывает для себя что-то новое посредством библиотеки, даже посещая её виртуально.

С уважением.
Цитировать
#2 Александр Долбин 14.12.2014 01:08
Карл Павлович Брюллов занимал одно из первых мест в оценке его современников. Очень талантливый художник. Первая пенсионная поездка дала ему славу не только в России, но и в странах Западной Европы. Не помню, что кто-то еще из русских художников, кроме Брюллова К.П. после первой поездки в Европы становился таким известным.
Цитировать
#1 лариса 12.12.2014 19:08
Отличная, очень познавательная статья. Написана с любовью и отличным стилем. Я многое узнала об этом художнике! СПАСИБО БОЛЬШОЕ за любовь к ИСКУССТВУ!!!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Облако тэгов

Статистика

Индекс цитирования

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.