"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

Довольно часто участь ярких, талантливых, нестандартных людей – тяжела и печальна. Почему так случается, объяснить трудно. Художник Павел Федотов одним из первых открыл для искусства новую область, которой дотоле пренебрегали. Он обратил внимание на изучение обыденной жизни, русских типов, нравов и обычаев. До него один только Венецианов пытался изображать поэзию бытования.

Федотов родился в Москве, близ Красных Ворот, в приходе Харитония в Огородниках, в 1815 году, у весьма небогатых родителей. Семейство состояло из старика отца, замужней сестры с двумя дочерями и другой – незамужней. Отец был строгим, безмерно честным, порой жестким и суровым.  Десяти лет от роду Павел Андреевич поступает в Московский кадетский корпус. Благодаря способностям и любознательности, становится лучшим воспитанником в классе, производится в унтер-офицеры, а в 1832 году – в фельдфебели. Любимыми его науками были математика и химия, но больше всего в свободное от уроков время он  занимался рисованием. Он обладал потрясающей памятью, фантазией и воображением, что позволило в числе прочих наук любить географию, литературу, в особенности – немецкую, переводами которой он также занимался на досуге.

Федотов был любимцем в корпусе, его любили за живой, общительный и весёлый нрав и за помощь сокурсникам в постижении наук. В 1833 году он закончил обучение и, как первый по успехам в науках, был записан на мраморную доску и выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Молодой офицер любил бродить по окрестностям Москвы и зарисовывать увиденное в альбом. Ему любили позировать товарищи, потому что «портреты, которые делает Федотов, всегда похожи». Вечерами он посещал вечерние классы академии художеств, а за пределы полка распространилась его репутация хорошего портретиста. В особенности хорошо ему удавался потрет великого князя Михаила Павловича, заказы на который так и сыпались.  Вскоре «Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц, и потребовать от него письменного на это ответа». За советом – как поступить Федотов обратился к Карлу Брюллову, который одобрил художника. В январе 1944 года Павел Андреевич подаёт в отставку, сохранив чин капитана гвардии.

С выходом в отставку материальное положение художника несколько ухудшилось, поскольку кроме содержания семьи в Москве, ему приходилось выкраивать средства на художественные работы и материалы. Он занял двухкомнатную квартиру, в одной комнате была и спальня, и мастерская, а в другой поселился его верный денщик Коршунов. Обедал за пятнадцать копеек в кухмистерской, одевался более чем скромно.

Спустя девять месяцев свет увидела картина «Свежий кавалер», а чуть позже – «Разборчивая невеста». Обе картины были представлены на суд Академии. Его очень хвалил Карл Брюллов, и по заданию Совета Академии во главе с Брюлловым ему был предложен сюжет картины «Сватовство майора» на соискание степени академика. Типажи художник искал на Толкучем и Андреевском рынках, и вот в 1848 году на выставке картина наконец явилась московской публике. Популярность Федотова гремела на всю Москву.

Современники утверждают, что Павел Андреевич обладал неистощимым остроумием и весёлостью, добрым, отзывчивым сердцем. Его день был расписан по минутам. Вставал очень рано, выпивал стакан тёплого чаю, обливался холодной водой и шёл гулять, изучая нравы и повадки простого народа. Возвратившись  домой, Федотов садился за работу и не отходил от мольберта часов шесть – семь. В три часа собирался в гости, но редко у кого оставался обедать. В еде был умерен, вина почти не пил, потому что считал, что это плохо влияет на зрение. Лечиться не любил и никогда не слушал докторов; лучшим лекарством считал послеобеденный сон. Отношение к женщине укладывал в схему «две вещи – любовь к женщине и любовь к искусству – несовместимы».

Художник частенько занимался так называемой сепией – зарисовками на различные темы. Известны его эскизы на тему болезни собачки Фидельки, принадлежащей одной барыне, историю которой он прочитал в одном журнале. Эти эскизы невероятны живые, образные, покоряющие  внимание зрителя своей реалистичностью и обнажённостью чувств.

В последние два-три года жизни художника его картины приобрели налёт религиозности, сентиментальности и грусти. Таковы эскиз «Мадонна с младенцем» и картина «Вдовушка».  Натуру для данной картины Федотов искал тщательно, посещая людные места и скопления народа. Однажды он посетил дачу своего друга Лебедева. Именно там, пообщавшись с детьми приятеля, он нашёл для вдовушки лоб и лица и виски, но ещё ему нужны любящие глаза.  А вечером в музыкальном салоне в Павловске он, наконец, увидел даму, которая идеально подошла для его картины.

В следующие годы здоровье Павла Андреевича всё чаще давало сбои: болели глаза, повысилась нервная возбудимость, художник буквально страдал бессонницей. И малейший шум мог лишить его покоя. Он крайне мало отдыхал, занимаясь творчеством и устройством дел членов своей семьи. Чтобы поправить их материальное положение, он стал делать копии своих картин на продажу.   Весной 1852 года Федотов серьёзно заболел. Стал мрачным, всё реже шутил и веселился, а его музицирование за роялем становилось всё грустнее и тоскливей. Появились и некоторые странности в поведении. Так, летом 1852 года он ходил по магазинам и покупал различные драгоценности для какой-то воображаемой свадьбы…

Друзья обеспокоились болезнью художника и ходатайствовали перед начальством академии о помещении его в больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге, где он в течение пяти месяцев боролся с ужаснейшими страданиями. Порою он видел перед собой чудовищные сцены и образы: воображал себя богачом, развивал перед собравшимися друзьями грандиозный проект превращение Васильевского острова в Афины, столицу искусства, с дворцами, садами, статуями и пантеонами… По городу поползли слухи о ближайшей кончине художника.

За десять дней до смерти Федотов ненадолго пришёл в себя, но развившаяся водянка вконец истощила ослабленный организм, и 14 ноября 1852 года Павел Андреевич умер на руках своего верного Коршунова. Над гробом никто особо не плакал, кроме старого денщика, который потерял в умершем художнике не столько доброго барина, сколько человека, к которому он был привязан как к лучшему другу. 

 

Сватовство майора (1848)

Интересные факты из истории создания картины «Сватовство майора»:

- второе название картины – «Поправка обстоятельств». Майор, посватавшийся к купеческой дочери, желает поправить своё материальное положение за счёт приданого невесты. Сам автор картины так передал её сюжет:

«Начинается, начинается рассказ о том, как люди на свете живут, как иные на чужой счёт жуют. Сами работать ленятся, так на богатых женятся».

- люстру с закопчёнными стёклышками для картины Федотов случайно приметил в одном трактире, мимо которого однажды прогуливался.

- старух и сидельцев Федотов высмотрел на Андреевском рынке и за небольшой гонорар пригласил их позировать.

- кулебяку, присутствующую в натюрморте угощения, художник покупал буквально на последние деньги, писал с неё натуру, а потом съедал вместе с другом.

- седобородого батюшку-купца Павел Андреевич написал с прохожего, которого случайно приметил на улице. Он долго уговаривал того позировать, хотя и слышал в ответ, что это, де, большой грех.

- картину «Сватовство майора» художник считал своей лебединой песней, а мемуаристы удручённо сетуют, что так оно и было на самом деле, ибо после неё ничего выдающегося из-под кисти Федотова уже не вышло.

~~~

Библиография:

  1. Ионина Н.А. Сто великих картин. - М., ВЕЧЕ, 2000
  2. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. - М., Детская литература, 1984
  3. Студенческий меридиан №1 (2005)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Облако тэгов

Статистика

Индекс цитирования

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.