В юбилейном для Московской области году мы планируем рассказать нашим читателям о народных промыслах, которыми славится Подмосковье. И первый наш рассказ будет посвящён промыслу села Федоскино.
…Серебристо-серые в яблоках кони мчатся по пушистому, только что выпавшему снегу. Из-под копыт вздымаются смерчеобразные метели. Коренник запрокинул лебединую голову чуть ли не до самого лица ямщика. Пристяжные – наоборот: опустили морды вниз, почти до земли. В неудержимом полёте разметались холёные гривы. Как струны натянуты вожжи. Ямщик привстал, словно уже не в силах сдержать распалённых коней.
В санках – парень и девушка; может быть, похищенная невеста. Румянец покрыл их щёки, глаза прищурены. На меховых шапках, на размашистых бровях серебристый иней. Морозно! А парень, ничего не видя вокруг, торопит ямщика – вперёд, вперёд! – спешит со своей суженой далеко-далеко, туда, где он верит – поймают они долгожданную синюю птицу счастья…. Вот она, бесшабашная русская удаль! Вот они – сила, радость, молодость!
Представляешь эту картину, и на ум приходят гоголевские слова: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметалась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи…»
А кони мчатся всё быстрее, быстрее, ещё рывок, ещё, но дальше обрыв, пропасть. Путь преграждает….лакированный край шкатулки…
Искусство лаков известно с глубокой древности. Их родина – Восток. Наивысшего совершенства лаковое производство достигло в Японии. Сырьём служил особый род древесной смолы, ядовитой и собираемой с большими предосторожностями. Секрет изготовления лаков и применения их строго охранялся.
Прочность древних японских лаков изумительна. Время делает их лишь крепче и красивее. Для воды они просто непроницаемы. Тщательность работы японских мастеров овеяна легендами. История сохранила изумительный, хотя и трагический случай испытания временем японских лаковых изделий. В 1874 году крупная партия лаков была отправлена из Японии в Европу. В пути по неизвестным причинам пароход затонул. Через много-много месяцев судно обнаружили и товары извлекли со дна моря. Лаковые изделия, к удивлению, оказались неповреждёнными!
На Ближнем Востоке очагом лакового дела была Персия, в Азии – Китай. В России с давних пор открыто своё производство лаковых изделий. Родоначальником производства стал Пётр Коробов, открывший в своём подмосковном имении Данилкове, близ села Федоскина , лаковую мануфактуру. Купцу невероятно повезло. В 1795 году в обмундировании русской армии «по высочайшей воле» произошли нововведения. В войсках заменялись головные уборы. Вводились кивера с лакированными козырьками.
«Козырёчный материал» потребовался армейским интендантам в огромных количествах. Дело сулило большие выгоды. Коробов вложил в новое производство все свои свободные деньги и даже влез в долги.
В купеческой мастерской сначала работали только иностранцы, тщательно скрывавшие даже от своего нового хозяина тайну производства. Но импортные специалисты не могли справиться с бурными, всё возрастающими заказами на козырьки для российской армии. Коробов привлёк к делу наиболее смышлёных крепостных крестьян Подмосковья. Они так быстро «доспели», что вскоре купец совсем отказался от услуг германских мастеров.
Крепостные специалисты не только освоили небывалое в России производство, но даже упростили его технологию. Козырьки прессовались ими из растворённой бумажной массы, смешанной с конопляным маслом и канифолью, а затем уже отделывались лаком. Параллельно с поставками в армию Коробов наладил изготовление и популярных в те годы лаковых табакерок для нюхательного табака. Они отличались хорошим качеством – лёгкостью, прочностью, изяществом отделки. Крышки этих гладких чёрных коробочек украшали небольшие гравюры.
«На некоторых табакерках, - указывалось в документах 1810 года, - представлены весьма искусно ландшафты и другие предметы, почему и ценятся оные нарочито дорого».
Коробовское предприятие выпускало более тысячи табакерок в месяц, которые «развозились для продажи по всему государству».
С тех пор прошло много лет. Передавая традиции и мастерство из поколения в поколение, народные мастера донесли до наших дней этот самобытнейший художественный промысел.
Побывал в селе Федоскино на фабрике лаковых миниатюр и наш коллектив. Данная экскурсия продумана таким образом, что гости могут посмотреть производство шкатулок поэтапно, начиная с рассматривания различных форм папье-маше, вдыхая смесь лаков и канифоли, и заканчивая знакомством с мастерами, которые расписывают готовые изделия. На фабрике имеется свой музей, где можно полюбоваться на образцы лакового искусства, а также магазинчик, где можно приобрести понравившуюся шкатулку. И не просто шкатулку – деревянный коробочек для хранения украшений, а целое собрание сокровищ. Подлинных, бесценных жемчужин , тщеславно расположившихся в прозрачных шкафах и витринах, то поодиночке, то группами, различных по величине, форме, цвету, но одинаковых по огромной силе эстетического воздействия на созерцателя.
… Если в магазине на лаковой коробочке с живописной миниатюрой вы заметите две буквы «Ф», выписанные и скомпонованные воедино с ленточкой, увенчивающей их, то знайте: это товарный знак Федоскинской фабрики миниатюрной живописи, аналогов которой в мире просто не существует.
Мы не говорим: «Прощай, Федоскино!», мы верим в новые встречи с его чародеями, в руках которых васильки, кивающие изо ржи, превращаются в краску-голубицу, рожь – в сусально-золотые линии федоскинского орнамента, а вся округа – в миниатюры, передающие нежные краски и великолепные пейзажи родной природы…
***(При подготовке статьи использованы материалы книги А.Грязнова «Федоскинские таланты» изд-ва «Московский рабочий» 1970 г. и фотографии из личного архива)