"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

 

 Среди рассеянной Москвы,  
При толках виста и бостона,  
Ты любишь игры Аполлона.  
Царица муз и красоты,  
Рукою нежной держишь ты  
Волшебный скипетр вдохновений,  
И над задумчивым челом,  
Двойным увенчанным венком,  
        И вьется и пылает гений…
                                                                                                           (А.С. Пушкин)

Особняк на улице Козицкого в Москве… XIX век… Приёмный день у княгини Зинаиды Александровны Волконской…Французская речь, кринолины, бриллианты, меха, классическая музыка – всё это олицетворяло знатное общество, в котором любили и страдали, стрелялись из-за женщин и бросали к их ногам вселенные и все сокровища мира…

Зинаида Александровна Волконская… Это имя хорошо известно тем, кто интересуется историей жизни купеческой Москвы, оно мелькает в посвящениях любовной лирики, оно достойно стоит рядом с именами Пушкина, Дельвига, Вяземского, юного Веневитинова, польского поэта-изгнанника Мицкевича…

Княжна выросла в красоте и богатстве, в мире высокого искусства и классической литературы. Прекрасное образование, воспитание в лучших традициях высшего света сделали её блистательной и желанной для многих мужчин. Обладая множеством талантов, он была, как говорили её воздыхатели, «одним из самых счастливых изящных произведений судьбы».

Двадцати двух лет от роду княжна выходит замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, меланхоличного, безвольного, хотя и храброго военного, отличившегося в войне с французами. В круг его интересов не входят увлечения жены, он занят карьерой и чужд искусству и всему, что так обожает его супруга.

Серьезное увлечение княгини музыкой выливается в профессиональное занятие пением с выступлениями на парижской сцене. Так, в 1815 году в Париже княгиня поёт заглавную партию собственноручно поставленной оперы Россини «Итальянка в Алжире», однако, вызывает неудовольствие высшего общества, считающего пение на сцене не княжеским уделом. Особенно негодует император Александр I, который давно уже симпатизирует юной княгине. Он в резкой форме выговаривает свое мнение княгине, но та игнорирует порыв. Это, в конечном итоге, приводит к охлаждению, однако император не отказывает княгине в дружбе: «Ещё раз говорю вам, что только глубокая привязанность, которую я к вам питаю, даёт мне право выражать своё неудовольствие, и наступит время, когда Вы поймёте, что, любя вас так, как я люблю, я был, быть может, не так уж и не прав…»

После смерти Александра I княгиня покидает двор и селится в Риме. Дружба с русскими художниками Брюлловым, Щедриным, Бруни развила у неё тонкий эстетический вкус, это сформировавшаяся духовно личность, обученная русской истории, русскому искусству, овладевшая множеством европейских языков. Достигнув тридцатипятилетия, княгиня возвращается в Москву. Она тщательно изучает русский язык, поскольку главным её стремлением становится идея создать в Москве «Русское общество» и общество «Патриотическая беседа» для приобщения как русского человека к европейской культуре, так и европейской общественности к идеалам и ценностям русской культуры.

 

Дом княгини становится литературно-музыкальным салоном, как говорил Вяземский – «сборным местом всех замечательных отборных личностей современного общества». «Волшебный замок музыкального мира» собирает под своей сенью поэтов, среди которых – Адам Мицкевич, страстно влюбленный в княгиню польский поэт.

 
 
  
Впервые став рабом, я рабству рад.
Все мысли о тебе, но мыслям нет стесненья,
Всё сердце – для тебя, но сердцу нет мученья, 
Гляжу в глаза твои – и радостен мой взгляд…
  

Любовная магия Зинаиды Александровны приворожила и юного поэта Дмитрия Веневитинова. Его любовь безответна, она становится иллюзией, несбыточной мечтой, наваждением…

Ты в блеске снилась мне, и ясный образ твой,
В волшебные часы мечтаний,
На крыльях радужных летел передо мной…

Пылкая страсть, однако, не могла вызвать взаимности у княгини – женщины зрелой, у которой подрастал 15-летний сын. Да и сердце её в ответ молчало… Любовь Веневитинова  вызывает сострадание, не более того.  И княгиня дарит ему итальянский перстень, найденный при раскопках в Геркулануме, который она по случаю приобрела в антикварной лавке для своей коллекции. Перстень становится символом несостоявшейся любви, но таким дорогим подарком влюблённому поэту от дамы его сердца. Поэт Дмитрий Веневитинов уходит из жизни в 21 год, Волконская оплакивает его в стихотворении «Сложил художник свой резец», а в саду своей римской виллы ставит урну в память друга.

  
И звонкий смех забав и наслаждений.
Мечта в него вперяет долгий взгляд
Из-под тумана сновидений;
Лучи того огня, которым светит гений,
На нем искрятся и горят…

 

Большим потрясением для княгини становится разгром восстания декабристов в 1825 году. Брата мужа Сергея Волконского и друга Кюхельбекера осуждают и ссылают в Сибирь, а за княгиней устанавливают тайный полицейский надзор. Но вопреки слежке, Зинаида Александровна принимает в своём доме Марию Волконскую, последовавшую  за мужем в Сибирь. В тот вечер княгиня поёт трогательную итальянскую арию, где дочь умоляет родителя о прощении. Именно о прощении молила отца Мария Волконская, которую отец не хотел отпускать вслед за мужем. Проститься с Марией в тот вечер пришел Александр Сергеевич Пушкин. Именно тогда появляется на свет рукопись стихотворения «Во глубине сибирских руд», которое поэт передаёт своим друзьям в Сибирь.

Спустя пять лет, Волконская, обратившись в католичество, навсегда покидает Россию и поселяется в Италии на своей римской вилле. Там её литературно-музыкальная деятельность не прекращается. Она устраивает встречи, которые посещают Гоголь, Брюллов, живописец Александр Иванов. Кроме того, активно сотрудничает с русскими печатными изданиями, где через время выходит её повесть «Сказание об Ольге».

 

Дальнейшая судьба княгини печальна. После смерти мужа она дает обет нищеты, занимается попечительством и благотворительностью. Она рвёт связи с высшим светом, обращается к Богу. Римская беднота боготворит её, называет Беата, что в переводе означает «Блаженная».

Трагический уход из жизни великой княгини Волконской овеян мифом о том, что она скончалась от простуды, отдав свой тёплый плащ нищему.

 Прах Зинаиды Волконской покоится в церкви св. Викентия и Анастасии в Риме.

Самые точные слова о Зинаиде Волконской сказал её внучатый племянник князь С.М. Волконский: «Утонченная представительница юного романтизма в его сочетании с пробуждающимся и мало осознанным еще национализмом, она была типичный плод западной цивилизации, приносящей себя на служение родному искусству……»

 4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Облако тэгов

Статистика

Индекс цитирования

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.