"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

 

Юрий Михайлович ПОЛЯКОВ  известный русский писатель, общественный деятель, журналист. Он один из самых читаемых писателей России, прозаик, публицист, драматург и поэт, чьё творчество вот уже более двух десятилетий неизменно привлекает к себе всеобщее внимание. Ю.М. Поляков член Союза писателей, член Союза журналистов и член Президиума Союза журналистов Москвы.

Высокое художественное мастерство, отчетливая гражданская позиция, острая социальная направленность, жизненная правда, постановка актуальных проблем, волнующих общество,  все эти черты, присущие творчеству Юрия Полякова, проявились в его первых знаменитых повестях «ЧП районного масштаба» (1985) и «Сто дней до приказа» (1987). Вышедшие миллионными тиражами в журнале «Юность» (одна после четырехлетнего цензурного запрета, а вторая после семилетнего противостояния с военной цензурой), эти произведения оказались в центре бурных дискуссий периода гласности. Поляков первым заговорил о перерождении, обюрокрачивании комсомольского аппарата и неуставных отношениях  «дедовщине» в армии. Уже в середине 80-х годов злободневность этих повестей, по своей тематике и идейной направленности оппозиционных официальной идеологии, сделала Юрия Полякова чрезвычайно популярным писателем.
 
Три романа, которые рекомендует к прочтению наша библиотека, это "Небо падших", "Замыслил я побег..." и "Любовь в эпоху перемен".
 
"Небо падших"  роман-самба. Повествование  как танец двоих: молодых, красивых, энергичных  страстный, короткий, завораживающий! Партнерша то манит, то отстраняется. Партнер - то притягивает, то отталкивает. Но в сплетении пара скользит по жизни как единое целое. Каждый их них ведет свою партию. Мужчина старается доминировать, подчинять.  Она же ускользает, притягивая...
Он  шеф,  успешный, обаятельный (или это обаяние его денег?), циничный, расчетливый. Она – его секретарша. Длинноногая красавица, стройная, умная, меркантильная. Она не только хорошо понимает то, что мир создан для мужчин, но и то, что через мужчин можно добиться очень многого. Она изощрённо вертит мужским обществом, ей ничего не стоит порушить карьеру весьма перспективного, не последнего в стране молодого человека. Только один мужчина знает о ее силе  её шеф. Он же  любовник, он же  партнер, он же вечный соперник. 
Они находятся на такой вершине социальной лесенки, что кажется, будто свободно парят в небесах! Здесь нет законов. Ни правовых, ни моральных. Но нет места и чувствам. Холод. Как в небе. И дальше двигаться некуда. Только вниз. Падать можно. Но как представишь... Может, поэтому так увлеклись они прыжками с парашютом? А, может, вся их жизнь, все их чувства - это прыжок с парашютом, который может и не раскрыться...
В какой-то момент Он начинает Ей мешать, и тогда Она задумывает страшное...
Книга читается на одном дыхании. Только почему-то не цепляют чувства. И в какой-то момент одолевает недоумение: как можно любить ТАКУЮ женщину? Как можно позволять ей унижать, топтать, уничтожать? Времена такие, где время бежит по-другому? Но времена всегда одинаковы, разные люди, которые в короткий срок стремятся многое успеть... Прожить яркую, насыщенную жизнь... 
Конец романа ошеломляет своей обнажённостью, непредсказуемостью развязки поединка между двумя, один из которых любил, а другой  позволял себя любить...
 
"Замыслил я побег..."  роман-танго. Известно, что изначально танго исполнялось исключительно мужчинами. Так и у Полякова "танец" жизни исполняет главный герой  Башмаков Олег с необычным отчеством Трудович. Какие замысловатые прозвища придумывают ему друзья! Он и Тунеядыч (так называет Башмакова его лучший друг), он и Термитович, а ещё  множество интерпретаций этого замысловатого отчества. Только для супруги он вечный Тапочкин  неумеха, недотёпа и подкаблучник...
Роман представляет собой семейную эпопею, вбирающую в себя историю страны, семьи, отдельной личности. Это сплетение личных драм, которые разыгрываются на широком историческом фоне, начиная с брежневской эпохи через перестройку и вплоть до нашего времени. Это захватывающий сюжет, яркие характеры, социальная острота, тонкий юмор и утонченная эротика, а кроме того, глубокие и неожиданные размышления о тайнах супружеской жизни.
Итак, разворотливый заведующий складом решил пристроить свою дочь за перспективного молодого человека. Раньше все свои дела он проворачивал с помощью дефицита, вот только времена изменились: исчез из обихода термин "дефицит". В магазинах можно купить все. Но одного нельзя купить  любовь, нежность, привязанность и преданность. 
Башмаков замыслил побег давно, вот только всё время ему что-то мешало  то семейные неурядицы, то проблемы на работе, и даже став весьма перспективным работником банка, заимевшим молодую любовницу, можно сказать на пороге счастья он в очередной раз пытается отсрочить свой побег, продумывая аргументы и просчитывая пути отхода. И читатель, думается, абсолютно не ожидает, что в конце романа, буквально на последних строчках писатель так страшно и безжалостно расправляется с главным героем, не оставляя ни шанса ему, ни надежды читателю. Наверное, если бы роман окончился "хэппи эндом", это был бы не Поляков, потому что этот писатель не только ясно мыслит, но и живёт в реальном мире, где счастье добывается в вечной борьбе. 

"Любовь в эпоху перемен"- роман-контемп. Это одиночный танец без правил, танец от души, танец «здесь и сейчас», танец для себя, а не для других. Это горькая исповедь перестроечной эпохи, доверенная бесшабашному журналисту, легко изменяющему своей жене, легко предающему своих газетных начальников, легко меняющему взгляды согласно изменениям самой эпохи. Его любовные истории легко прочитываются, но не причиняя страданий, а на фоне любовных историй также занимательно прочитывается и вся судьба нашей страны за последние тридцать лет. 
Как рассказывает сам Юрий Поляков, поначалу был задуман рассказ в бунинской традиции о том, как человек, уже «едущий с ярмарки», вспоминает свою давнюю утраченную любовь, которая теперь ему кажется самой главной в жизни. Но писатель любит детализировать свои сюжеты, и вот так от поцелуев и постельных объятий он обращается к показу, на каком фоне разворачивалась эта любовь. И вот уже любовь где-то в примечаниях, а на первый план вылезает реальная биография страны со всеми достоинствами и недостатками.
Юрий Поляков пишет: «Кстати, я в романе и себя достаточно иронически изобразил, эдакий живчик ускорения, воплощающий то самое наивное самообольщение, неколебимую веру в завтрашний день только потому, что он завтрашний. В этой книге, думаю, многие узнают себя, начина с отцов Державы и грандов гласности. Подозреваю, это не улучшит моих с ними отношений…».
В романе «Любовь в эпоху перемен» Юрий Поляков, как всегда умело, предсказывает будущее, если не свое, то всей нынешней эпохе, не случайно его друзья называют литературным Нострадамусом. Для кого-то это захватывающий любовный роман о сложных отношениях талантливого, но абсолютно конформистского журналиста с тремя его женщинами: Мариной, Зоей и Алисой. Для кого-то одновременно попытка разобраться в эпохе перестройки, понять ее тайные пружины, светлые и темные силы. Для кого-то и экспериментатор формы, смело соединяющий в своем романе два разных времени, сталкивающий разные эпохи...
 
Проза Юрия Полякова всегда своевременна,  именно это позволяет ей удерживать читателя многие годы. Юрий Поляков удостоен многих литературных и общественных наград. Он – лауреат премии Правительства РФ в области культуры, премии Москвы в области литературы и искусства, премии Ленинского комсомола, премии Московского комсомола, премии имени Горького и премии имени Маяковского. В 2008 году Юрию Полякову присуждена Большая Бунинская премия и золотая медаль за лучшие произведения в жанре автобиографической прозы.
 

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.