"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

«ЧТЕНИЕ - ЛУЧШЕЕ ЛЕЧЕНИЕ:

ПРИМЕНЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ В БИБЛИОТЕКЕ».

(Опыт Вялковской библиотеки. Руководитель Людмила Плешивцева)

 

«Открываю томик одинокий - 
Томик в переплете полинялом. 
Человек писал вот эти строки. 
Я не знаю, для кого писал он. 

Пусть он думал и любил иначе 
И в столетьях мы не повстречались… 
Если я от этиx строчек плачу, 

Значит, мне они предназначались»

Библиотерапия - лечение словом. Помните у Александра Сергеевича Пушкина такие строки: «Как мысли черные к тебе придут! Откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро». О пользе шампанского с  Пушкиным можно поспорить, но в остальном он был, безусловно, прав: во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно - пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым, недугом. Книга в нашем сознании - это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела. В воздействии художественного слова на человека много общего с тем влиянием, которое оказывает на людей музыка. И это не случайно. Композитор Скрябин утверждал, что музыка жива мыслью. То же можно сказать и о литературе: ее основа - мысль, облеченная в наиболее выразительную и действенную словесную форму. Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. Сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души». 

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. 

Наиболее оптимальным является определение библиотерапии, предложенное Юлией Дрешер (доктор педагогических культур, изучает библиотерапию). По ее мнению, библиотерапия — это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю. Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем».

Библиотерапия - краткий экскурс в историю. Использование книги и чтения в психотерапевтических целях имеет давнюю историю. Уже первое упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э. Над входом в книгохранилище Рамсеса II, близ Фив, было высечено «Аптека для души». Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души». Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово. В 1927 г. в Каирском госпитале Аль-Мансур чтение Корана являлось частью лечебного процесса. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., выписывал своим больным популярную в то время книгу Сервантеса «Дон Кихот».
С начала XIX в. лечебное чтение получило распространение в Америке. Бенджамин Раш (на фото) стал первым американцем, который рекомендовал чтение для лечения больных (1802 г.) и душевнобольных (1810 г.). Систематические исследования в области библиотерапии стали проводиться еще в XIX столетии. Пионером в сфере библиотерапевтических изысканий по праву считаются США (1916 г.). Родоначальником библиотерапии как науки стал шведский невропатолог Яроб Билстрем. Первые шаги к практическому применению библиотерапии в СССР сделаны в 1927 г. М.З. Вельковским – врачом психоневрологического института в г. Харькове, который открыл в санатории «Березовские воды» первый кабинет по библиотерапии. Проблема библиотерапии актуальна в наши дни, когда социокультурная ситуация в мире характеризуется нарастанием количества экономических, экологических и прочих кризисов. Точно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем умело подобранное лекарство.

Библиотерапевтический процесс в условиях библиотеки. В свете теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую. Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности, которые происходят в самом процессе чтения. Специально подобранная книга может стимулировать развитие человека, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. К индивидуальным формам библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы, индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя, уровень начитанности. Групповая библиотерапия направлена на стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе. Формы групповой библиотерапии:

1. Литературные встречи с элементами игротерапии.

2. Библиотечные уроки.

3. Литературные викторины.

4. Театрализованные библиотечные праздники.

5. Кружки громкого чтения.

6. Литературные вечера.

7. Театр книги.

Сказкотерапия как одно из направлений библиотерапии. Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто — это сказка. Поэтому в последнее время стала развиваться сказкотерапия. Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. «Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли ваши мысли черные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» - так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки философ И.А.Ильин.

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг. На использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает Ю. Дрешер. Массовое чтение в транспорте - наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу. Но если человек отдыхает за чтением случайной книги - что ж, и это неплохо. Хотя разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу - его книгу и какие книги следует «прописывать» читателям в различных стрессовых ситуациях? Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения;  третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку — пережить критический возраст и т.д. В качестве одного из основополагающих библиотерапевты избрали принцип: «Конкретную книгу — конкретному пациенту в конкретное время». Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у читателя приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле другого человека.

ЭТО интересно: В 2013-м году Минздрав Великобритании утвердил программу, по которой лечащий врач может прописать пациенту... книгу. В рекомендованный список входят 30 жизнеутверждающих образцов психологической литературы. Теперь терапевты «назначают» их своим пациентам. Для каждой конкретной психической проблемы — своя книга, которую легко можно отыскать в британских библиотеках.

Сказкотерапия, разработанная Людмилой Плешивцевой, включает следующие книги:

Бернер С. Карлхерн упрямится

Григорьева Е. Дом без крыши

Жутауте Лина. Фердинанд и Пуш

Лежебока, жадина и другие воспитательные сказки

Носова Л. Просыпайся, солнышко

Серебряная метель. Большая книга рождественских приключений

Сказки от капризов

Сонные сказки

Уильямс М. Плюшевый заяц, или как игрушки становятся настоящими

Фарбаржевич Игорь. Земляничный дождик

Наша библиотека подключилась к проекту Вялковской библиотеки и составила список книг для широкой аудитории наших читателей, которые мы включили в собственный курс библиотерапии.

Для детей и подростков:

Бахревский В. Чудеса за порожком (6+)

Бонд М. Медвежонок Паддингтон (0+)

Булычёв К. Девочка с Земли (12+)

Габова Е. «Двойка» по поведению» (12+)

Кестнер Э. Мальчик из спичечной коробки (12+)

Кротов В. Червячок Игнатий и его чаепития (6+)

Крюкова Т. «Костя+Ника» (12+)

Крюкова Т. Сказки Почемучки (6+)

Кулот Д. Три весёлых друга (0+)

Леванова Т.С. Аквамариновая звезда (6+)

Наумова И. Господин Куцехвост и иностранный шпион (6+)

Нильсон М. Цацики идёт в школу (6+)

Усачёв А., В.Чижиков. Планета кошек (6+)

Усачёв А., Д.Трубин. Путешествие в Мышляндию (6+)

Для взрослых:

Веллер М. Гонец из Пизы

Вильмонт Е. Черти-что и сбоку бантик

Ким Л. Аня Каренина

Колочкова В. Благословение святого Патрика

Кузнецова Ю. Где папа?

Метлицкая М. Верный муж

Нестерова Н. Ищите кота

Поляков Ю. Гипсовый трубач, или Конец фильма

Романова М. Солнце в рукаве

Рубина Д. Высокая вода венецианцев

Трауб М. Соня и Александра

Чемберлен Д. Спасительный свет

Ханика Т. Скажи, Красная Шапочка!

 ~~~

Благодарим Людмилу Плешивцеву за предоставленные материалы для статьи и сотрудничество!

Комментарии  

#1 лариса 17.12.2014 16:52
Библиотеки НУЖНЫ! Библиотеки ВАЖНЫ!В библиотеке вы выберете нужную и полезную книгу, здесь с вами любезно пообщаются,здесь вы получите заряд ПОЗИТИВА!!!Только не надо превращать библиотеки в кафе, а библиотекарей в официантов. В МИНКУЛЬТЕ есть такая "задумка". Нельзя, чтобы это осуществилось.
Цитировать

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.