"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

Библиотечные записки

Общаясь с огромным количеством родителей, я нередко слышу, что ребёнок не хочет читать. В школе выдают нереальные списки чтения на лето, заставляя детей читать не только устаревшие по содержанию произведения, я бы даже сказала - далёкие от реалий, но ещё и читательские дневники вести, куда записывать впечатления от прочитанного. В итоге получается, что родители давят, мол, ты ничего не читаешь, в школе настаивают, требуя от детей качественно заполненных дневников чтения, и выходит, что просто отбивают охоту к чтению.

Можно ли это как-то изменить? Вырастив двух читающих детей, скажу прямо: "Можно!"

Просматривая многочисленные сайты, посвящённые чтению, приходишь к мысли о том, что современного человека увлекает литература с обилием эротики, секса, насилия, убийств, криминальных разборок. Произведения, наполненные перечисленными элементами, невероятно популярны, прочтения достигают десятки и сотни тысяч. Реально противопоставить этому, на первый взгляд, кажется, нечего. Но это только на первый взгляд.

К огромному счастью, в настоящей профессиональной современной литературе есть писатели, чьи даже короткие рассказы берут за душу, проникая в самые потаённые уголки души, заставляют проживать с героями их непростые судьбы, оставляя так называемое чувство сопричастности прочитанному.

Хотелось бы поделиться своим собственным хит-парадом рассказов, которые прошили насквозь своей искренностью и неподдельностью пережитых чувств, надолго оставив след в памяти.

Пять рассказов «на разрыв аорты» - в сегодняшнем обзоре.

Анатолий Алексин «В тылу как в тылу»

Анатолий Георгиевич Алексин — русский писатель, драматург. Окончил Московский институт востоковедения. В течение почти 20 лет (с 1970 по 1989) был секретарём Союза Писателей РСФСР. Читателю знаком по множеству остросюжетных юношеских повестей, пьес, героями которых становятся подростки, вступившие в жестокий мир взрослых. В 1978 году удостоен Государственной премии СССР. В настоящее время проживает в Израиле.

Знакомство с творчеством Алексина начинается в школьные годы, когда в списке рекомендованной на лето литературы появляется его рассказ «Третий в пятом ряду». Некоторые педагоги рекомендуют рассказ «Мой брат играет на кларнете», а для меня самым пронзительным, самым «переживательным» стал рассказ «В тылу как в тылу».

Повествование о судьбе мальчика, который выживает с мамой на Урале, куда попал после отправки в эвакуацию, цельное, неподдельное, с острой правдой о том, как жилось советскому народу в годы войны. О том, как мама, отдавая последнее своему сыну, всё-таки умудрялась оставаться сильной, мужественной, чтобы только выжить… чтобы только не уйти раньше срока и не покинуть своего мальчика…

Спустя годы, сын едет на встречу с… мамой… У которой не был (так уж вышло) около десяти лет... Весь рассказ — это воспоминания, промелькнувшие в один миг перед лицом главного героя во время поездки в такси…

«Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит. И что наши приобретения становятся в тысячу раз дороже, когда превращаются в наши потери или воспоминания. Эта истина казалась мне раньше лежащей на поверхности, а значит, не очень мудрой...»

Дорогой, незабвенной маме… Такими простыми и трогательными словами-посвящением начинает свою историю Анатолий Алексин.

Либрокубикуларист – человек, который читает в постели.

Множество людей любят читать перед сном, лёжа в постели. Однако на этом поприще часто возникают некоторые проблемы. Так, если попадается захватывающая книга, человек не может уснуть буквально всю ночь и наутро чувствует себя усталым и разбитым. Советы либрокубикуларистам даёт литературная леди с сайта Благородный Барни (перевод авторский).

Вот что она поведала миру:

«У меня часто возникает некая проблема. Если я читаю хорошую книгу перед сном, я, в конечном итоге, не сплю вообще. Мне трудно остановиться и отложить книгу, когда велик соблазн переворачивать страницы снова и снова. Это всё равно, что позволить себе вздремнуть посредине фильма и не узнать – чем всё кончилось».

Считается, что чтение на ночь удобно тем, что поздний вечер – самое благоприятное время суток, когда можно расслабиться. Днём это сделать намного сложнее, а в спальне тишина, и у вас появляется непрерывный отрезок времени, когда вас никто не беспокоит и не прерывает ваше занятие. Засыпая с книгой в руках, вы буквально нежитесь в её объятиях, если повествование спокойное, или переживаете вместе с героями, а потом всю ночь возвращаетесь мыслями к сюжету.

Мы обманываем себя, когда думаем, что лучше провести весь день перед телевизором, чем посвятить его чтению. Ничегонеделание в нашем понимании – это устроиться с пультом и кулёчком семечек перед экраном и поглощать всё то, чем нас стремится «накормить» медиа. Мы не прикладываем никаких усилий к анализированию информации, потому что её за нас проанализировали телевизионщики и подали в удобном для них виде. И хотя телевидение за многие годы превратилось в высококачественное масс-медиа, оно не в состоянии заменить чтение. Потому что те эмоции, которые мы переживаем, перелистывая страницы интересного романа, невозможно трансформировать в бездушные кадры. Есть, как минимум, семь причин, по которым чтение выигрывает перед телевидением.

  1. Книга уникальна. Каждому из нас собственное воображение рисует уникальную картинку. Одному деревья в лесу покажутся фиолетовыми, а другому – серыми. Кому-то главным героем покажется Майкл Китон, а кому-то в том же сюжете – Джерард Батлер. Когда вы читаете, вы обогащаете свой внутренний мир согласно своей индивидуальности, а не так, как вам назначено ведущими программ и режиссёрами.

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.