"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

В 2014 году исполняется 90 лет со дня рождения Д.Сэлинджера.

Литературная карьера Сэлинджера началась с поступления в возрасте 20 лет на литературные курсы при Колумбийском университете, где редактор журнал «Стори» У.Бернетт учил своих студентов писать рассказы. Он оказался толковым учеником, и уже через год в «Стори» появился его первый рассказ «Подростки». Затем последовали и другие публикации – в литературных, в иллюстрированных и даже в дамских журналах.

Сэлинджеру приходилось подстраиваться под веяния американской новеллы 30-40-х г.г., то есть вести себя незаметно, подслушивая диалоги своих героев или скрываясь под маской наивного рассказчика из народа. Но эти рамки в какой-то момент стали ему тесны. И в 1951 году на свет появилась самая скандальная и знаменитая повесть Джерома Сэлинджера «Над пропастью по ржи».  После публикации её ожидала парадоксальная судьба. Вот один факт: главный герой Холден Колфилд  – шестнадцатилетний подросток пытается защитить детей от «похабщины», которую пишут на стенах. И что же? Саму книгу Сэлинджера не раз исключали из школьных библиотек под предлогом защиты детей от сквернословия.

Убийца Джона Леннона Марк Чепмэн после пяти выстрелов в кумира, в ожидании полиции усевшись под уличный фонарь, стал читать эту книгу. Чепмэн заявил в полиции, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл на страницах «Над пропастью во ржи». Но убийца был признан вменяемым.  Маньяк Роберт Джон Бардо три года преследовал, а затем в 1989 г. убил актрису Ребекку Шафер. В момент выстрела в актрису у Бардо была с собой книга «Над пропастью во ржи».

Историки бьются над вопросом: почему эта книга вызывает агрессию у преступников? Думаю, это связано с тем, что в 60-е годы она стала настольной книгой, своего рода евангелием для тысяч американцев, которых называли битники (разбитое поколение). Они сбегали из дома, боролись против мещанства, отвергали общепринятые ценности и модели поведения, провозглашая безграничную свободу личности. А, может, интерес убийц к повести связан с тем, что в устах главного героя Холдена слишком часто звучит слово: «Ненавижу»? Вот только несколько эпитетов из книги: «Ненавижу школу. И не только школу. Всё ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси ненавижу, автобусы…ненавижу знакомиться с ломаками….ненавижу ездить в лифтах….ненавижу мерить без конца костюмы…». Или сознание преступников раздражает фраз, сказанная Холдену директором школы и учителем истории, что «жизнь – это игра» и «надо играть по правилам»? А правила, при этом, не обозначены. И герой понимает эту фразу так, что победа одних достигается ценой поражения других, а славу можно заработать, совершив насилие над личностью. Что и сделали в конечном итоге убийцы этих двух знаменитых людей, а книга, которую они держали в руках на месте преступления, скорей всего, стала просто оправданием жестокости, хотя автор пытался донести до читателя совсем другие истины и настроения.

В своих мечтах герой Сэлинджера стремится к такой игре, которая была бы исполнена любви, стала желанным делом и долгом: «Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы…. И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались пропасть». Этот эпизод становится кульминацией сэлинджеровского послания, ведь именно формула «ловец во ржи» дала повести многозначительное название, перекликающееся с евангельским текстом (где Христос называет апостолов «ловцами душ человеческих»).

И всё же книга «Над пропастью во ржи» имела невероятный успех – первые  места в списке бестселлеров и многомиллионные тиражи. И хотя её история омрачается фактами с убийством известных людей, это не умаляет таланта Джерома Сэлинджера, заключенного в умении забыть о себе и раствориться в любви к другому.

Несколько слов хотелось бы сказать о трагическом конце творчества Джерома Сэлинджера. Постепенно он ударился в мистику, в причудливое смешение христианства, буддизма и индуизма. И завершил свою жизнь в затворничестве в уединённом жилище в штате Нью-Хэмпшир, сохраняя обет молчания. Неизвестно, писал ли он что-то в своём добровольном затворничестве, ясно одно: сбылось загаданное им ещё в юности желание: «Если б я был пианистом, я бы заперся в кладовке и там играл». То, о чём мечтал Холден Колфилд, исполнил его создатель: «Построю себе на скопленные деньги хижину и буду жить там до конца жизни».

 (По материалам статей из энциклопедии для детей Аванта+. Всемирная литература. Том 15, ч.2)

 

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.