Стужило и стужайло
В Древней Руси декабрь первоначально был десятым месяцем года, и только в 1700 году стал последним. Древнеславянское имя декабря – студень (стужило и стужайло), другой вариант – хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Он год кончает, зиму начинает – полночь года, самый тёмный месяц, тёмная ночь года, шапка зимы, канун Новогодья.
Один из двенадцати праздников, первый из тех, что приходятся на студёное время года, это Введение в храм Богородицы, отмечаемый 4 декабря. Так его именуют официально, а в народе сохранилось только первое слово – Введение. Все народные приметы и пословицы связывают Введение не с Богородицей, а с началом русской зимы. Издревле считается, что именно в этот день она вступает в свои права. «Введение пришло – зиму привело», «Если снег до Введения выпадет, то всё равно растает, а если после Введения – ляжет зима!» По погоде в этот день предсказывалась погода на все остальные зимние праздники.
На Введение в старину пробовали санный путь. Если он не установился, считалось, что зимы ещё нет. Почётным правом «обновить» зимнюю дорогу на санях предоставлялось молодожёнам. Их выезд на прогулку считался целым ритуалом и обставлялся как самое настоящее тождество: подбирались расписные сани, лёгкие, украшенные разноцветными коврами и бумажными цветами. Лошади подбирались самые лучшие и холёные. Молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, сидел на козлах, лихо управляя резво бегущими каурыми или вороными. А молодая жена, пригожая и красивая, в подвенечном наряде молча сидела в санях, отвечая лишь кивком головы на приветствия прохожих. Этот обряд назывался «казать молодую».
На Руси открытие санного пути позволяло подвозить дрова, лес для ремонта хат, овинов, сараев. Молоди новину – новый хлеб. Мяли куделю, чесали её и пряли, сидя по баням или в «откупных» избах на беседах, посиделках. Били шерсть, валяли валенки, шили шубы, рукавицы, обрабатывали овчину.
В Москве на Введение традиционно устраивалась санная ярмарка. В этот день на протяжении десятилетий на Лубянку стягивалось огромное количество саней. Сани были самые разнообразные – от лёгких одиночек до солидных парных и троечных. Сани, украшенные затейливой резьбой и росписью, изготавливали галицкие мастера. Продавать сани брались только опытные зазывалы, не скупившиеся на рекламу своего товара.
А вот сани-самокаты,Разукрашены, богаты, разукрашены, раззолочены, сафьяном оторочены! Пошло, поехало,В труски, в скачки, вдогонку, вперегонку!А кто успел – первый сорт поддел!Без саней 100-150 лет назад в Москве было не обойтись, вот и расходился товар на «ура!»
7 декабря, в день святой Екатерины, или Катерины-санницы (так называли её на Руси) устраивались санные гонки. Вся деревня собиралась на пригорке, а молодые мужчины и парни пускались в гонки по заснеженной дороге, стараясь обставить друг друга. Публика в буквальном смысле слова болела так, что нередко словесные доводы перерастали в кулачные бои. Для незамужних девушек такой смотр-конкурс женихов был особенно важен, благодаря чему они могли выбрать себе мужчину для брака. «Каковы сами, таковы и сани», - так определяли достаток семьи по саням. Удаль, сноровку, силу и достаток отлично демонстрировали подобные состязания.
Вечер «под Екатерину» считался лучшим для гаданий и ворожбы. Девушки перед сном клали под подушку кусочек хлеба и приговаривали: каким будет мой суженый? Если к утру хлеб черствел, муж достанется с крутым жёстким характером, если раскрошился – замужество может стать неудачным… Собираясь на вечерню, девушки пели песни:
Милый сватался, катался, трое санок изломал,Всех богатых пересватал, а меня не миновал!14 декабря праздновали день пророка Наума, называемого в народе Грамотником. В этот день детей отдавали в ученье. «Пророк Наум наставит на ум», - говорили в народе и шли всей семьёй в церковь, чтобы попросить благословения на обучение сына. В этот день в дом крестьянина приходил учитель, которого встречали с почётом. Родители передавали ребёнка наставнику и просили научить уму-разуму. Мать сажала сын за стол, учитель раскрывал азбуку, и начиналось учение. После первого урока учителя угощали и одаривали подарками.
17, 18, 19 декабря – дни Святой Варвары, Саввы и Николы. На реках становится лёд, по всей России устанавливается санный путь.
«Варвара мосты мости, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает».
Никольщина – самый главный праздник на Руси.
«Никольщина на барский двор с поклоном не ходит», «Красна никольщина пивом да пирогами».
Наш Никола справный парень, ото всех ему почёт,Он для кума пиво варит, для кумы пирог печёт!В народе говорили – «хвали зиму после Николы».
Копыту – подкова, а кум – кума.Пришёл бы Никола, придёт и зима!Декабрь – время Рождественского поста. Во время него можно собираться только уютными компаниями без плясок и весёлых песен. В старину в это время старались как можно больше нарукодельничать к Святкам.
Пословицы и поговорки про зиму
- В зимний холод всякий молод
- Зимний денёк – с воробьиный скок
- Трещит Варюха – береги нос и ухо!
- Варвара ночи украла, дня притачала.
- Зима лето пугает, да всё равно тает
- Зиме да лету союзу нету
- Зимой съел бы грибок, да снег глубок
- Зимой тулуп всякому люб
- Не тот снег, что метёт, а тот, что сверху идёт
- Мороз не велик, а стоять не велит
- Зима за морозы – мужик за праздники