Моё знакомство с творчеством Дины Рубиной началось с романа «На солнечной стороне улицы» семь лет назад. На телевидении прошла передача с участием писательницы, мне понравилась её грамотная речь, увлечённость темами из мира искусства, какая-то одухотворённость, и вот именно тогда была упомянута данная книга.
Роман мне очень понравился, это заветная копилочка воспоминаний детства и юности, смеха и слёз, переживаний и вдохновений. В этой копилочке мирно сосуществуют любовь и преступления, талант и страсть, способная уничтожить личность или вознести к вершинам творчества, русское дворянство и городское сумасшествие, интеллигентность и биндюжничество. Автор знакомит читателя с Ташкентом – довоенным и тем, в который спустя много лет возвращается с трепетным чувством свидания с детством:
«Неподвижные пики старых туй уходили ввысь… Над ними дышало, перемигивалось, клубилось огромными звёздами, искрило тлеющими метеоритами и хвостами мелких комет пылкое азиатское небо; неподвижная алюминиевая луга висела прямо напротив окна, а из-за ограды парка, из окон какого-то дома через дорогу, неслась музыка, рождённая этой ночью, звёздным небом, циклопической луной и одуряющими, мощно встающими над парком, запахами деревьев, травы и кустов…»
Слог и манера письма чем-то напомнили мне стиль Франсуазы Саган, они такие же живые и наполненные смыслом, как и у французской писательницы.
Заинтересовавшись творчеством Дины Рубиной, я купила сборник её рассказов «Чужие подъезды», и первая же повесть «Высокая вода венецианцев» вдохновила меня на стихи «Встреча у моста Риальто»:
Ты мне назначил встречу у моста Риальто,где гобеленовая пастораль гондолдрожала в сумерках, и тихий голос альтазаворожил сонатой Брамса фа минор. У старой пристани качался вапореттои нас манил в лилово-розовый канал,а по трапециям янтарного рассветапрозрачный месяц тонким серпиком скакал. Немая грусть гондольеров дебелых,бутылка граппы,кисловатый вкус маслин... Остался шлейф воспоминаний в дымке белойи облаков седых струящийся поплин.Повесть пронзительна до обнажения чувств, эта борьба за жизнь, счастье, любовь в угасающем от тяжёлой болезни мире главной героини не может оставить читателя равнодушным…Как не оставила меня…
Несколько торопливых слов о любви вместили в себя «Область слепящего света», «Мастера-тарабуку», «Двоих на крыше», «Шарфик» и другие рассказы. А рассказ «Адам и Мирьям» меня просто перевернул, настолько он правдив и страшен в этой своей правдивости. И объединяет все эти неторопливые слова одно чувство – любовь. Любовь-вознесение. Любовь-падение. Любовь-проклятие. Любовь – тихая радость. Любовь – вечное ожидание. Просто – любовь. Осколки слепящего света проносит сквозь годы каждый живущий, но для кого-то осколок становится мукой, как льдинка в сердце Кая, а для кого-то – целым миром, необъятной вселенной, доброй приметой и верой в мечту.
Под окном распустились цветыНепокорные, словно ты… Звонко зяблик пропел с высотыНедоверчивый, словно ты… Развели в Петербурге мосты,Холодна Нева, словно ты… Грянул гром за четыре версты,Небо хмурится, словно ты… Все надежды мои и мечтыНеподвластны мне, словно ты… Но и там, у последней чертыЦелый мир для меня – это ты.Потом был роман «Почерк Леонардо», который я начинала читать трижды, потому что никак не могла вникнуть в сюжет. Наконец, роман «пошёл», и дочитывала я его на эмоциональном подъёме, переполненная чувств и мыслей. Он открывал меня, вёл по закоулкам человеческой натуры, учил ценить то, что имеешь, и не растрачивать себя по мелочам.
Именно из этого романа я узнала, что музыкальный инструмент фагот делают из уникальных пород дерева, растущего исключительно в высокогорных районах Боснии, а для долговечности покрывают морилкой, содержащей вишнёвый сок. Тогда и родилось стихотворение «О чём пел фагот»:
О жизни прошлой, залпом выпитой, как виски,на две стаккато-две легато пел фаготкленовым голосом высоких гор боснийскихс неповторимой хрипотцой вишнёвых нот. Очарованием безадресной печалиминорно веяло из тёмных впадин эс,где лепестки полутонами трепеталии растворялся горьким эхом фа диез. В потоке музыки медлительно-астральнойнад спящим городом неспешно плыл восход... О прошлой жизни в полумраке старой спальнина две стаккато-две легато пел фагот.Перелистывая страницы романа, я всё больше погружалась в атмосферу немецкого городка Франкфурт-на-Майне, как будто вместе с героями ходила по его улочкам, пила ароматный кофе с брецелями, и снова вдохновение рождало поэтические строчки…
Опять во Франкфурте нелётная погода...Гоняет ветер по кругам небесных сфер,Бормочет что-то дождь над башенкой-ротондойУ старой булочной с названием Айфлер. Хрустящей корочкой миндальные брецелиПоманят в двери со звоночком си-бемоль,В безумной гонке ежедневной каруселиНа чашку кофе пригласить тебя позволь. А после мы с тобой по Цаиль пробежимсяИ, разных разностей в бутиках накупив,Беспечно будем поцелуями на пирсеСмущать шаланды, заглянувшие в залив. Ты улетишь на край Вселенной утром ранним,Мне на прощание оставив лёгкий флер…Я буду ждать тебя во Франкфурте-на-МайнеУ старой булочной с названием Айфлер.Ещё один роман, который я советую читателю, «Синдром Петрушки». Не вдаваясь в сюжет, просто скажу, что он меня потряс. И я с огромным удовольствием поставлю его на свою личную виртуальную книжную полку.
«Синдром Петрушки», пожалуй, самая серьезная, даже самая трагическая книга Рубиной. Это большая книга, если так назвать книгу, которая оставляет в памяти больше своего содержания. Речь в ней идет в конечном счете о давних проблемах: жизнь, творчество, любовь, смерть, но здесь они подняты на какую-то новую высоту понимания, я бы даже сказал – печального понимания», - сказал о книге Рафаил Нудельман.
С удовольствием предложим вашему вниманию книги Дины Рубиной, приходите к нам в библиотеку.
Комментарии
Автор статьи и автор стихов - я. Заведующая Удельнинской городской библиотекой Якименко И.В.
Спасибо.