Василий Дмитриевич Поленов
"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".
В. Д. Поленов
Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Многогранный талант художника, его дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.
У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. «Не подумав, ничего не начинать, а, начав, не торопиться», - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что немаловажно, Поленов это смог усвоить.
После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но также с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии и истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.
Не определенный в своем истинном предназначении, на некоторое время он покидает обучение в университете, полностью отдав себя живописным познаниям в академии, и оканчивает курсы в 1867 г. с серебряными медалями за рисунки и этюды С. января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета. В 1871 году получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать картине возвышенный характер. Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.
Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж и создаёт там, в числе прочего, картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 г. звание академика.
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). По окончании войны поселился в Москве. После много путешествовал. Наиболее сильное впечатление произвела на него "Veneziа lа Bеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) «проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном». Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе, покорившего его еще в период обучения в Академии художеств. С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь год от года все более осмысленным и целенаправленным.
Поленов с его задатками колориста поражал огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. «Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов, - какое необыкновенное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю».
После возвращения из-за границы Поленова привлекает пейзажная живопись. "Он всегда поражал своей внутренней силой: она чувствовалась в разговоре, в походке, в том, как пронзительно оглядывал Василий Дмитриевич собеседника. Помню, знакомые всегда подчеркивали необычайный ум и образованность Василия Дмитриевича. Едва ли не самая характерная черта Поленова — работоспособность. Труд любил он самозабвенно и, помнится, называл глубоко несчастными тех людей, которые не любили или не умели трудиться", - так вспоминал в свое время о Поленове известный художник Василий Васильевич Мешков.
В 1878 году Поленов, поселившись в Москве, впервые выступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879). В пейзажах Поленова все было просто, естественно и прекрасно. Интимная задушевность, тонкая пленэрная передача воздуха и света сочеталась в них с завершенностью композиции, точным, четким рисунком.
В начале 80-х годов Поленов задумал создать серию картин на библейские сюжеты. С целью изучения природы и обстановки, среди которых протекало действие библейских легенд, художник совершает путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Во время путешествия он пишет множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды были восприняты знатоками искусства как новое слово в русской живописи. Никогда еще до них не было такой мастерской передачи световоздушной среды, такой тонкости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных цветов. Однако большая картина «Христос и грешница» (1887), ради создания которой было совершено путешествие на Восток, не стала бесспорным достижением Поленова. Она несла на себе печать отвлеченных «нравственно-утопических представлений и академической условности.
Будучи академиком, Поленов преподает в училище живописи в Москве, под его руководством стали настоящими художниками К. Коровин, И. Левитан, Архипов и многие другие. Живя в Москве, Василий Поленов влюбляется в московские улочки, находя в них поистине живописные места, украшенные красивыми церковными храмами с золочеными куполами. В 1878 г. он создает просто неповторимый шедевр своего творчества - картину с ласковым названием «Московский дворик», который он приметил в одном из арбатских переулков. Поэтическая ткань живописи «Московского дворика» удивительно соотносится с описанием природы у Тургенева - любимого писателя Поленова. Неслучайно «Московский дворик», подаренный художником писателю, всегда висел в рабочем кабинете Тургенева в Париже.
Еще более «тургеневскими», с еще более романтическими элементами стали последующие поленовские пейзажи старинных усадеб - «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Мир Поленова – не мир призраков, а реальный мир - это барские дома с флигельками и мезонинами, старинные сады с липовыми аллеями, беседками и прудами.
Пейзажи Поленова перекликаются с поэтическими образами Афанасия Фета:
Приветствую тебя, мой добрый старый сад,Цветущих лет цветущее наследство!С улыбкой горькою я пью твой аромат,Которым некогда мое дышало детство.В 1879 году Поленов вступил в ряды художников-передвижников и часто выставлял свои работы на выставках. В 1881 году художник посещает Ближний Восток, побывав в Египте, Сирии и Палестине. Различные восточные этюды и пейзажи он в последующем выставил на передвижной выставке. Ими был просто очарован Павел Третьяков и приобрел их для своей галереи.
До женитьбы у художника были две большие привязанности, две совершенно разные молодые женщины. Будучи в Риме он влюбился в молодую, красивую девушку Марусю Оболенскую, она жила в Риме со своей сестрой. Это было первое, очень сильное обоюдное чувство. Но неожиданно Маруся заболела оспой и умерла. Когда Маруся заболела, Поленов набросал рисунок, потом этот этюд стал картиной «Больная».
В возрасте 33-х лет он снова влюбился в двадцатилетнюю девушку Марию Климентову. Она приехала в столицу обучаться пению и впоследствии стала примой оперной сцены. Но и с ней отношения у Поленова не сложились, хотя он искренне и глубоко ее любил, а она только «играла» его чувствами.
Женился Поленов поздно, в 38 лет. Женой его стала Наталья Якунчикова, кузина жены Саввы Мамонтова. Это был вполне благополучный брак. У них родилось шестеро детей (первенец умер маленьким). Вспоминали, что другой такой жены, как Наталья Васильевна, было, пожалуй, не найти, а среди спутниц художников – и подавно!
В 1890 г. Поленов переезжает из столицы в Тульскую область, где приобретает дом на берегу Оки. Это имение было названо Борок. Здесь Поленов много работает и создает ряд живописных произведений с красотами реки Оки: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень».
Василий Поленов много времени уделяет работе в театре, исполняя различные декорационные работы. Сам принимает участие в разработке сценариев и режиссерских постановках.
В 1924 году ему исполнилось 80 лет, и в знак данного события устраивается его персональная выставка в залах Третьяковской галереи.
В 1926 году за различные заслуги Поленову было присвоено звание - Народный художник России.
В 1927 году летом 18 июля Поленов скончался, его похоронили на берегу реки Оки в окрестностях села Бехово. В 1931 году Борок был переименован в Поленово.
Имя Поленова знают миллионы людей. Без его картин невозможно представить русское искусство. Доступные и понятные каждому, они несут в народ эстетические и этические идеалы, убеждая нас в том, что подлинно художественные произведения никогда не стареют.
~~~~~
Пять минут наедине с искусством. Василий Поленов