"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

Имя писателя Олега Куваева неизвестно широкому кругу читателей. А для тех, кто много лет отдал Крайнему Северу, его произведения стали любимыми настолько, что их хочется вновь брать в руки и перечитывать. Его рассказы, повести и романы не просто незаслуженно забыты, они не открыты читателем, и эту брешь хотелось бы заполнить рассказом не только о его жизни и творчестве, но и о самом известном романе «Территория».

Олег Куваев родился в 1934 году в Костромской области в семье учительницы и начальника крупной железнодорожной станции Свеча Северной железной дороги. Его самыми заветными увлечениями были книги и … ружьё! По его собственному признанию он начал его выпрашивать лет в семь, а получил в 8 классе. Его первой любимой книгой, купленной на карманные деньги в книжном магазине при станции Свеча, стала книга Ливингстона «Путешествия по Южной Африке», а первым юношеским героем — Николай Михайлович Пржевальский. Всё это, можно сказать. Предопределило выбор всей жизни писателя — профессию, связанную с путешествиями, разведкой месторождений, исследованиями Крайнего Севера.

В 1957 году писатель отправился на Чукотку, где ступил «на коричневый угол карты, о котором даже в лекциях по геологии Советского Союза говорилось не очень внятно» (О.Куваев). Всюду была тундра, очарование которой, как казалось молодому исследователю, ещё никому не удавалось передать. В 1958 году Куваев попал (и на этом месте моё сердце замерло!) в Певек, город на берегу Чаунской губы, мою Родину! Его назначили начальником партии, которая работала на только что открытом месторождении промышленного золота. В Певеке Куваев прожил почти три года, научился ездить на собачьих упряжках, что послужило отличной школой мужества  выносливости, так необходимых всем тем, кто приехал покорять Север. Можно с уверенностью сказать, что Север стал для молодого человека любовью на всю жизнь. Именно эта любовь привела Куваева в Магаданский Северо-восточный комплексный научно-исследовательский институт, где он принял на себя руководство группой исследователей острова Врангеля. На лёгких самолётах делалась съёмка по дрейфующим льдам Чукотского и Восточно-Сибирского морей, а дружба с лётчиками полярной авиации, с байдарными капитанами, каюрами заложило основу для описания характеров северных людей в самом главном романе Олега Куваева «Территория».

За свою недолгую жизнь (чуть больше 40 лет) он объездил практически весь Крайний Север, работал в геологоразведочных экспедициях в бухте Провидения, бухте Преображения, в заливе Креста, на приисках Магаданской области. Его девизом стало очень важное для всякого авантюриста его собственное изречение: «Не надо скучнить жизнь! Дорогу мечте и фантазии!» Именно склонность к авантюре и фантазии стала основополагающим фактором выбора второй профессии — писателя. К ней Олег Куваев относился так же серьёзно, как и к своей первой профессии геолога. Работать с азартом. Работать с высоким уровнем профессионализма — это были главные правила писателя Олега Михайловича Куваева. О том, насколько требователен к своему труду был писатель, можно судить по его литературному наследству — им написано сравнительно немного: два романа (один из которых - «Правила бегства» - издан посмертно), несколько повестей и около двух десятков рассказов. Черновик третьего романа так и остался в письменном столе…

Да это, на первый взгляд, совсем немного, но вполне достаточно, чтобы завоевать признание и любовь читателей, а также занять вполне самостоятельное и определённое место в современной литературе — певца полярной темы, темы мужественного человека, навсегда влюблённого в свой труд и считающего свою работу самым главным предназначением в жизни.

Самый главный труд писателя О.Куваева — роман «Территория». Впервые он увидел свет в 1973 году. И с тех пор не раз переиздавался, был переведён на многие европейские языки. Роман был отмечен премией Магаданского комсомола и премией конкурса Союза Писателей СССР как лучшее произведение художественной прозы о современном советском рабочем классе. Этот роман — итог раздумий писателя над сложностями жизни и предназначением человека на земле, можно сказать — лебединая песня писателя, отдавшего роману более трёх лет упорного труда. Всего было сделано шесть вариантов, несколько раз менялось название, каждая глава оттачивалась с тщательностью короткого рассказа.

Казалось бы, чем может привлечь современного читателя роман о рабочем человеке времён СССР? Сейчас в чести совсем иная литература, и вряд ли кому-то из молодёжи, например, придёт в голову читать эту книгу. И всё-таки… Эту книгу стоит прочесть хотя бы потому, что  она учит многим качествам, которых так недостаёт нашей молодёжи. Это самостоятельность, это умение принимать решения, а не перекладывать их на плечи родителей, говорить открыто правду в глаза и не бояться перемен. Писатель доводит до нас простую по откровенности мысль, что человек не должен бояться ни материальных затрат, ни  моральных, что привычка прислушиваться к так называемому «мнению» порой вырабатывает в человеке систему ложных ценностей, в которых нет главного — идеи и смысла его индивидуальной жизни.

Близкий друг Олег Михайловича Владимир Дробышев вспоминает, что в личной жизни писателя не было никакого разлада, а главными чертами характера стали целеустремлённость, трудолюбие, нравственная чистота и вера в людей, собственно, все те качества, которыми наделял писатель героев своих произведений.

Маленький столик в комнате коммунальной квартиры в Болшево, на нём — пишущая машинка, стопка чистой бумаги, карандаши и другие мелочи для писательской работы, на стене — медвежья шкура, могучие рога горного барана, несколько охотничьих ружей и ножей, всё тщательно смазано и блестит… Цейсовский бинокль, несколько курительных трубок и пачек табака, старинная подзорная медная труба… Это мир писателя Олега Куваева, такой же светлый и чистый, как его рассказы, повести, романы, в которых автор всегда общается с читателем на равных, откровенно, не заискивая и не становясь в позу учителя и мудреца. Он жил и работал так, как сам сказал в одном из рассказов: «...Я думаю, надо жить так, чтобы люди держали память о тебе бережно, как держат в ладонях трепетную живую птицу. Если, конечно, ты сумеешь...»

Он сумел… Прекрасный и удивительный человек и писатель — Олег Куваев…

Наверное, лучше всего о книге может сказать тот, кто её не просто прочитал, а не единожды перечитал. Читатель, для которого роман «Территория» стал любимейшим на многие годы, рассказал о своей «куваевской территории».

«Олег Куваев, Николай Трублаини, Юрий Рытхэу… Другие писатели — певцы Севера! Как мало они известны современному читателю, эти талантливые, неординарные люди! Наверное, надо чтобы судьба забросила за Полярный круг, чтобы увидев суровую красоту Заполярья, задаться вопросом: «А где те люди, что описали её и тех сильных духом тружеников Севера?» И тогда тебе откроются их имена.

Так случилось в моей жизни. И я благодарен судьбе, подарившей запахи тундры, шум волн студёного Ледовитого океана и радость открытия совершенно необычного писательского таланта этих Покорителей (да-да, с большой буквы!) Севера.

Книга Олега Куваева, включившая романы «Территория» и «Правила бегства», нашлась на полочке в доме моего тестя — страстного любителя и собирателя книг. И случилось это в далёком 1991 году… Брал её с недоверием и известной долей скепсиса, а спустя полчаса не мог оторваться. Не сомневаюсь, у каждого в жизни была такая книга. Без пафоса и патетики — просто рассказ о геологах, открывших месторождения золота, так необходимого для страны, там, где авторитеты от геологии и не ждали — на Чукотке! И с каждой страницей возрастающее уважение к героям. Не побывав на Чукотке, сложно понять их самоотверженность, настолько суров и порою жесток Север. Но «Территория» - не сводка о трудовых подвигах, это — судьбы людей, их мысли, мечтания, страдания. Это их дело!

На Севере вы не встретите бездельников и праздношатающихся, там никто и никогда не откажет вам в помощи. Там без поддержки друга нельзя. Об этом роман, читая который реально чувствуешь атмосферу, слышишь звуки и видишь краски, и понимаешь, что всё это — классика! Хочется снова перечитывать книгу, чувствуя крепость рукопожатия и тяжесть хлопнувшей тебя по плечу руки. И осознавать, что на этих людях в те времена и держалась страна.

А закрыв книгу, просто хочется включить запись песни Олега Митяева в экранизации романа, чтобы услышать знакомое до боли: «Территория! Это — Родина!»

Подводя итог, хотелось бы привести слова М.М.Пришвина, которые самым непосредственным образом касаются Олега Куваева: «Талант — это не билет, который выдан на всю жизнь, его легко потерять, и, как допустим, полированная мебель, он нуждается в постоянной чистке и полировке...» Олег Куваев до самого последнего дня стремился к лучшему, к высшему в жизни, неустанно и ежедневно работая как над книгами, так и над собой. Он внёс достойный вклад в создание «художественной географии нашего Отечества, прекрасной старушки Земли».

Облако тэгов

Статистика

Индекс цитирования

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.