"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

Оскар Уайльд

В октябре 2014 года исполняется 160 лет со дня рождения Оскара Уайльда.

Так ли уж необходимо знать, каким был писатель в жизни? Разве его произведения не расскажут о нем лучше, чем он сам? Ведь любая автобиография, мемуары или речь – это попытка предъявить себя миру с лицевой стороны. Изнанку люди предпочитают прятать. При этом совсем не обязательно, что у них в биографии есть какие-то страшные изъяны. Достаточно просто не вписываться в каноны, которые общество считает обязательными для каждого достойного члена. Мало кто отваживается нарушать это неписаное правило.

ОСКАР УАЙЛЬД – один из самых парадоксальных умов в истории человечества - как раз из таких. Всю свою жизнь он противостоял общественному мнению. Все тривиальное его раздражало, все безобразное – отталкивало. Единственное прибежище от  пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар с юных лет видел в искусстве.

Искусство казалось ему спасительной обителью красоты, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира. И жизнь Уайльда стала драмой непонимания и непризнания, уделом множества бунтарей, новаторов и искателей красоты.

ОСКАР УАЙЛЬД – ирландец по происхождению - родился в 1854 году в Дублине. Его отцом был  один из самых выдающихся врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании – офтальмолог и отоларинголог сэр Уильям  Роберт Уайльд. Мать Оскара – леди Джейн Франческа Уайльд – поэтесса, известная ирландская светская дама, экстравагантная женщина, обожала театральные эффекты.

От отца Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, от матери – мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.

Еще будучи студентом Тринити-колледжа (колледжа Св. Троицы), Уайльд постепенно стал проявлять некоторое презрение к общепризнанной морали, легкую самоиронию, дендизм в одежде. Кстати, учился он  не особенно прилежно. Оскар позволял себе многие вольности, шалости, но все признавали его одаренность, сметливый и насмешливый ум, и многое сходило ему с рук.

Затем Оскар  поступает в Оксфорд, где словно заново  создает самого себя. В Оксфорде он не только выработал кристальный английский акцент, но и приобрел репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

Его имя уже тогда стало озаряться различными занимательными историями, порой карикатурными. Так, согласно одной из историй, чтобы проучить Уайльда, которого недолюбливали однокурсники и которого терпеть не могли спортсмены, его проволокли вверх по склону высокого холма и только на вершине отпустили. Он встал на ноги, отряхнул с себя пыль и сказал: "Вид с этого холма поистине очаровательный!"

Учась в Оксфордском университете, он слушал лекции Раскина, оказавшие на него сильное влияние. Там же он сблизился  с небольшим кружком декадентов, называвших себя эстетами, и возглавил его. Эстеты восприняли от Раскина отвращение к капитализму и культ красоты, но они постарались отделаться от всяких этических понятий, от морали и нравственности.

Еще обучаясь в Оксфорде, Уайльд посетил Италию и Грецию и был покорен этими странами, их культурным наследием и красотой. Эти путешествия оказали на него самое одухотворенное влияние.

В университете Оскар был обласкан профессорами, он активно занимался спортом, коллекционировал китайский фарфор и павлиньи перья. Ему льстили восхищения друзей, которые были в восторге от его парадоксальных, остроумных высказываний. О нем распространялась слава как о необычном человеке, удивительном мыслителе, умеющем вычурно, красиво одеваться и красиво излагать свои мысли.

По окончании университета в 1878 г. Оскар Уайльд  переселяется в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро вливается в светскую жизнь Лондона, становится лондонским денди.

Ведомый жаждой литературной славы, в 1882 году он отправляется с циклом лекций по городам США и Канады. Уайльд сходит с парохода в порту Нью-Йорка, проходит таможенные процедуры и на вопрос о том, есть ли у него что-либо подлежащее декларированию, он, по одной из версий  ответил: "Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности".

Отныне вся пресса следит за действиями английского эстета в Америке. Уайльд собирает хотя и скептически настроенные, но всегда большие аудитории. Одетый в темно-лиловый бархатный жакет с кружевными манжетами, в коротких штанах, заправленных в черные шелковые гетры, в ботинках с блестящими пряжками, он проповедовал свою доктрину эстетизма, прославляя искусство и все прекрасное. Уайльд покорял всех людей своим обаянием. Турне по Америке было образцом смелости  и изящества, равно как и саморекламой.

В 1884 году Оскар Уайльд женился на Констанции Ллойд. Свой медовый месяц они провели в Париже. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья. Оскар оказался внимательным мужем и заботливым отцом, так что поначалу семейная жизнь у него была в полном порядке. Но для обеспеченной жизни требовались деньги. Оставшегося от отца наследства не хватало. Уайльду пришлось выступать в роли литературного и драматического критика. Именно в этот  период появляются его знаменитые детские сказки – "Счастливый принц" и "Звездный мальчик".

Но семейному счастью не суждено было быть долгим. В 1886 году Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом. Скоро Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в полной  тайне от жены и от своих респектабельных друзей то, что он все больше втягивался в круг молодых геев.

В 1891 году Уайльд знакомится с 22-летним юношей лордом Альфредом Дугласом, страстным поклонником таланта Уайльда. Уайльд восхищен красотой Альфреда (он старше Дугласа на 17 лет), влюбляется в него, а потому перестает часто видеться с женой и детьми. Отношения с Альфредом Дугласом, в конце концов, закончились скандалом. Отец Дугласа, маркиз Куинсберри, подал в суд на  Уайльда, собрав свидетелей, готовых уличить писателя в связях с мальчиками. Еще в далеком 1885 году к британскому законодательству была принята поправка, запрещающая « непристойные отношения между взрослыми мужчинами», пусть даже по обоюдному согласию. Друзья советовали Уайльду срочно покинуть страну, потому как в этом деле он был обречен. Но мятежный Уайльд принимает решение стоять до конца!

В зале суда не было свободных мест, народ стекался послушать процесс над талантливым эстетом. Уайльд держался героически, защищал чистоту своих отношений с  Дугласом и отрицал их сексуальный характер. Своими ответами на некоторые вопросы он вызывал у публики взрывы смеха, но сам стал понимать, что  после недолгого триумфа он может слишком низко упасть. В 1895 году по обвинению в содомии Уайльда приговаривают к двум годам тюремного заключения и исправительных работ.

В тюрьме Уайльд узнает, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, эмигрировала его жена и изменила фамилию, а также фамилию сыновей (отныне они были не Уайльды, а Холланды). 

Тюрьма полностью сломила его. Большинство былых друзей от него отвернулись, но те немногие, которые остались, буквально помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, которого он так пламенно любил и которому писал знойные любовные письма, еще будучи на свободе, ни разу не приехал к нему и ни разу (!!) ему не написал.

В 1897 году он вышел из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком, уехал во Францию и умер там через три года в нищете, всеми покинутый, впавший в религиозное настроение. Во Франции Уайльд сменил имя на Себастьяна Мельмота, а каждое свое произведение Уайльд подписывал, прибавляя к своему имени титул «уранист», что в 19 веке было эквивалентно слову «гомосексуалист».

Оскар Уайльд остается одной из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы.  Судьбу этого талантливого писателя можно назвать блистательной катастрофой.

Произведения Оскара Уайльда

1891 год был необычайно плодотворным годом в биографии писателя. Именно в этот год увидела свет и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом его повесть «Портрет Дориана Грея». Именно в этот период времени Уайльд чувствует в себе силы для создания более совершенных и значимых произведений, пишет пьесы, которые приносят ему успех.

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» - произведение крайне противоречивое. В нем  чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую молодость и красоту. Юный красавец Дориан Грей неожиданно сталкивается с невероятным фактом: он перестает изменяться под воздействием времени; все эти изменения выпадают на долю его портрета. Воспользовавшись этим, Дориан Грей превращает свою жизнь в погоню за наслаждениями, предается самым гнусным порокам. Его лицо сохраняет юношескую привлекательность и свежесть; но где-то в задней комнате роскошного дома висит его портрет, на котором запечатлеваются следы жестокости и разврата. Опускаясь все ниже и ниже,  Дориан Грей совершает убийство, чтобы скрыть свою тайну. Он убивает художника Холуорда, когда тот пытается увидеть спрятанный портрет. Дориан умело скрывает следы преступления, но на руках другого нарисованного Дориана появляется кровь. Пытаясь уничтожить портрет, Дориан Грей убивает себя.

Сам О. Уайльд говорил о морали, заключенной в романе – портрет Дориана олицетворяет совесть и, пытаясь убить свою совесть, Дориан убивает себя.

В цикле сказок («Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» и др.) Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека – добро или красота. Ответ во всех сказках получается один – добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты. Герои  уайльдовских сказок – эстеты, как и он сам, страстно влюбленные в красоту. Таков молодой король, способный часами любоваться статуями и картинами и мечтающий о золотой мантии. Таков Счастливый принц, которому после смерти  воздвигли золотую статую в память о его блестящей и безмятежной жизни. Таков Звездный мальчик, оттолкнувший от себя свою мать, так как она оказалась безобразной и старой.

Но, столкнувшись  с горем и нищетой, герои Уайльда прозревают и в своем стремлении помочь людям,  жертвуют всем, в том числе,  жаждой красоты.

В тюрьме он пишет горькую исповедь, в форме письма Дугласу «De Profundus» (лат. «Из глубины»). В этой исповеди мы видим  не очаровательного Уайльда дориановских времен: в ней он – человек, мучающийся от боли, обвиняющий во всем самого себя и понявший, что «самое страшное не то, что жизнь разбивает сердце, но то, что она обращает сердце в камень». Исповедь эта  - горький отчет перед самим собой и понимание, что творческое вдохновение теперь навсегда останется  в пределах тюремных стен.

В «De Profundus» Уайльд порывает со своим прежним  эстетством, говорит о том, что высшая обязанность поэта – писать о страданиях. Он с горечью и возмущением говорит о пережитых в тюрьме унижениях, о жестокости буржуазных законов.

Оскар Уайльд остается одной из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы.  Судьбу этого талантливого писателя можно назвать блистательной катастрофой.

                                          ~~~~~~~~~~~~

Библиография:

Журнал  «Новая библиотека»  №21 ноябрь 2009 г.

 Зарубежная литература XX века под ред.проф.В.Н. Богословского и проф. З.Т.Гражданской , Москва «Просвещение» 1979 г.

 

Автор статьи Лариса Петровна Н. - читательница библиотеки

Облако тэгов

Статистика

Индекс цитирования

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.