"Как приятно знать, что ты что-то узнал!" (Мольер)

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге — провинциальном городке на берегу Камы. Отец — купец второй гильдии Иван Васильевич Шишкин интересовался историей и участвовал вместе с сыном в археологических раскопках древнего Болгарского царства на Волге. Отец был образованным человеком и стремился привить мальчику интерес к самым разнообразным областям научных знаний. Помимо прочего, увлекался резьбой по дереву и камню, а интерес сына к рисованию всемерно поощрял.

В 12 лет будущего художника определили в Казанскую гимназию, где он нашёл себе товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать об искусстве». По прошествии четырёх лет Шишкин твёрдо решил оставить гимназию и целиком посвятить свою жизнь живописи: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность».

В 1852 году И. Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, где учится под руководством А.Н.Мокрицкого. В то время намечается стойкий интерес именно к пейзажной живописи, передающей богатство  и разнообразие растительных форм. Подмосковные Сокольники становятся любимым местом для пленеров, в изображении любого дерева, листика, травинки оттачивается мастерство писать с натуры.

Шишкину исполняется 24 года… Он всё больше совершенствуется, как молодой художник, что подталкивает его к решению учиться профессионально в Академии художеств в Петербурге. Город на Неве становится единственной любовью даровитого молодого художника, где он с небольшими перерывами проживёт впоследствии всю жизнь. Обучаясь в Академии, художник получает множество наград за успехи.

Так, в 1857 году ему вручают две серебряные медали — за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

Неудивительно, что богатство натуры Иван Шишкин находит на Валааме, куда выезжают на практику студенты Академии. Суровая, величественная природа напоминает ему родное Приуралье. Именно за валаамские пейзажи художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. За три года художник побывал практически во всех крупных европейских государствах — Германии, Швейцарии, Чехии, Франции, Бельгии, Голландии. Посетив Прагу, он восторженно отозвался о рисунках «славянских типов» чешского реалиста Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин познакомился с техникой офорта, в дальнейшем активно работая в этой технике, он практически не знал себе равных в России.

По возвращении на Родину художник за картину «В окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. У него было необычайное, загадочное умение рисуя пером, вдруг начать затирать свой блестящий рисунок, который чудом или волшебством не портился, а становился всё изящней и блистательней. Публика, на глазах которой происходило сие действо, буквально ахала!

Женился Иван Шишкин достаточно поздно, в 36 лет. Его избранницей стала сестра его друга — художника Фёдора Васильева. В доме супругов всегда царила дружелюбная атмосфера, его часто посещали гости, застолья были очень весёлыми, дружелюбными, Шишкин всегда был душой компании.

Спустя два года Шишкин вместе с Крамским, Саврасовым, Перовым, Мясоедовым, Ге становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, на одной из которых представленная Шишкиным картина «В лесной глуши» становится призёром, а он получает звание профессора.

Жена Шишкина умирает молодой, вслед за ней умирает сын. Художник остаётся вдовцом с маленькой дочерью на руках. Это становится настолько сильным потрясением, что Иван Иванович начинает топить своё горе в вине… За закрытыми дверями своего дома он всё сильней погружается в уныние, практически перестаёт общаться с друзьями по товариществу. Морально и нравственно опускается. И всё же невероятная сила организма, самобытный талант спасают его в конце 1870-х годов, когда он начинает много и плодотворно работать.

На очередной шестой по счёту Передвижной выставке картина Шишкина «Рожь» занимает первое место. Эта рожь, как писал критик В.В.Стасов, тучная, роскошная, наполняющая золотистыми отливами всю картину, разгибающаяся в обе стороны лишь в середине, где по вьющейся тропинке бредут по полю крестьянки.

Личная жизнь потихоньку налаживается, зимой 1877 года Иван Иванович становится женихом молодой художницы Ольги Антоновны Лагоды. После свадьбы дом снова наполняет любовь, радость, веселье. Но как будто злой рок не даёт художнику в полной мере ощутить всю полноту жизни, спустя четыре год вторая жена умирает, оставив месячную дочь Ксению наполовину сиротой. Трагические обстоятельства, однако, не сломили волю художника, он плодотворно трудится, происходит подлинный расцвет его таланта. Картины «Лесные дали», Дубовая роща», «Среди долины ровныя» демонстрируют зрителю простоту и ясность сюжета, блестящую технику, невероятную тонкость натуры пейзажиста, оттачивающего своё мастерство ежедневно на этюдах.

Шишкин вместе с дочерью часто выезжает на дачу в Преображенское, где в тиши и умиротворении пишет на лугу дубы, в вечернем тумане у пруда — пишет ивы, а утром, чуть свет, на повороте дороги в деревню Желыны, где катятся сизые волны колосящейся ржи, под его кистью загораются и потухают росинки на придорожной траве.

Самым известным произведением художника, несомненно, стала картина «Утро в сосновом лесу» (1889). Буквально перед началом работы над ней его пейзаж «Туман в сосновом лесу», написанный в вологодских лесах, был высоко оценён на передвижной выставке в Москве. Медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (первоначально из было двое) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах пейзажиста. По окончательному эскизу Шишкина (то есть в точности по задумке автора) медведей на полотне «Утро в сосновом лесу» написал передвижник К.А.Савицкий. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что Шишкин попросил его расписаться рядом с ним на картине. Однако приобретший полотно П.М.Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина, поскольку в ней «начиная от замысла и кончая исполнением всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Шишкина называли мастером этюда, поскольку именно этот этап работы над картиной играл для художника главенствующую роль в его творчестве. Нередко на персональных выставках Шишкин наряду с картинами представлял множество этюдов, некоторые из них приобретались П.М.Третьяковым. Например, этюд «Пасека» (1882) с голубым облачным небом и прекрасно разработанной тёмной зеленью написан гораздо живописнее аналогичной по мотиву картины художника.

Шишкин какое-то время преподавал в высшем художественном училище при Академии художеств. От своих учеников он требовал: «Работать ежедневно, отправляясь на эту работу как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение — это сама работа!»

Последнее оконченное произведение художника «Корабельная роща» (1898) как бы венчает его полувековую творческую жизнь, это последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.

Жизнь художника закончилась у мольберта, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство», в 66 лет 8(20) марта 1898 года. Всю его жизнь, весь творческий путь как нельзя лучше заключил в своё высказывание В.М.Васнецов, написавший Шишкину в письме: «Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать!»

Комментарии  

#1 Лариса 19.02.2017 13:21
Статья познавательная, написана живо, увлекательно. Она дополнит наши знания о замечательном художнике и человеке Иване Шишкине. Мне очень понравился постулат художника, что надо отдавать всего себя работе, не жалея ни сил, ни времени. Это очень нужно в современной жизни.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Облако тэгов

Статистика

Индекс цитирования

Copyright © 2013. Библиозавалинка в Удельной. Все права защищены.